СЧИТАЮТСЯ УТРАЧЕННЫМИ Евгений Прочко, инженер Боюсь, далеко не все отечественные машины. Не буду повторяться, называя марки машин, найденных и восстановленных работниками государственных организаций и энтузиастами автомотостарины. Напомню о том, что считается безвозвратно утерянным. К примеру, совершенно нет сведений о местонахождении первых ярославских грузовиков Я-З, отсутствуют полноценные экземпляры до военных пятитонок ЯГ-4 и ЯГ-6 Не хочется верить, что так и ушли в небытие все 24427 «ярославок»! Отрадно, что образцы первой продукции ЗИЛа — известные АМО Ф-15 — сохранились, и не в одном экземпляре. А вот предшественников знаменитой трехтонки, грузовиков АМО-2 и АМО-3, найти пока не удалось. Осталось 5—7 горьковских полугрузовичков на базе легкового ГАЗ-4 и «эмки» (ГАЗ-М-415). Не повезло и послевоенной полуторке ГАЗ-5б. Ее спроектировали в 50-е годы, но в серию она не пошла. Кто знает, где сейчас уцелевшие опытные экземпляры? Нет информации и о первых довоенных самосвалах — ГАЗ-410, ЯС-1, ЯС-3. В З0-е годы велась большая работа над грузовыми газогенераторными автомобилями. С конвейера сошло немало таких машин. Это ГАЗ-42 (на базе ГАЗ-АА), ЗИС-13, ЗИС-18, ЗИС-21, ЗИС-41, ЗИС-62 (все на базе ЗИС-5). Даже в 60-е годы они работали в леспромхозах и, быть может, находятся там до сих пор. Кстати говоря, не исключено, что нам придется вернуться к газогенераторной технике, естественно, на новом, более высоком уровне. Из трехосных грузовиков мы знаем о существовании только двух ГАЗ-ААА и нескольких ЗИС-б. Явно недостаточно даже для заинтересованных в них музеев! Совершенно нет сведений ни об одном из 333 ярославских трехосных восьмитонных ЯГ-1О. Почти не осталось надежд найти хотя бы один образец трехосной «эмки» ГАЗ-21, нет уверенности, что где-то можно увидеть полугусеничные автомобили 1929—1944 годов ГАЗ-В, ГАЗ-б5 (на базе ГАЗ АА). Правда, ЗИС-42, на базе ЗИС-5, как наиболее отработанная и надежная, строилась в 1942— 1946 годах большой серией (около 6,3 тыс. штук). Перед самой войной развернулась работа над легковыми и грузовыми двух- и трехосными полноприводными вездеходами. Например, на основе «эмки» горьковчане построили «фаэтон» ГАЗ-61-40, «пикап» ГАЗ-61-415, «тягач» ГАЗ-61-417 и закрытый легковой вездеход ГАЗ-61-73. Одна машина последнего типа, которой пользовался Маршал Советского Союза И. С. Конев, сейчас находится в частном владении и с каждым годом ветшает. Как ни странно, ни Центральный музей Вооруженных Сил СССР, ни Горьковский автозавод не проявили интереса к этой реликвии. Еще изредка встречаются отечественные «джипы» ГАЗ-67Б (1943— 1953 годы). Однако им предшествовал выпускавшийся с 1941 года ГАЗ-б4 с более узкой (1250 мм) колеей и кузовом без крыльев. Ныне утрачен и он. А вот пример, к сожалению, недавний. В конце 1959 года Горьковский автозавод освоил весьма удачный вездеход ГАЗ-62, но выпустил его несколько десятков экземпляров. Все они исчезли из поля зрения историков техники. С легковыми автомобилями дело обстоит лучше. Но вот беда: большая их часть радикально переделана владельцами. Поэтому так трудно отыскать настоящие ЗИС-101 со штатным двигателем, единичны натуральные ГАЗ-М-1. И пока не известно, есть ли еще их немногочисленные модификации. Ни к чему пока не привели упорные поиски первого отечественного легкового автомобиля высшего класса Л-1 — Кировский завод в Ленинграде выпустил всего 6 таких машин. Мало пока найдено образцов первой советской малолитражки НАМИ-1 с двигателем воздушного охлаждения. Даже от послевоенного «Москвича-400» сохранились далеко не все модификации. Еще хуже положение с немногочисленными довоенными автобусами. Совершенно нет сведений о первых 27 ярославских Я-б (их было 364), не говоря уже об уникальных трехосных 73- и 100-местных ЯА-1 и ЯА-2. Хорошо еще, что один малый автобус ГАЗ-03-30 (на базе ГАЗ-АА), о судьбе которого журнал с тревогой писал в №6 за 1978 год, нашел рачительных хозяев в Рижском клубе антикварных автомобилей. На грани исчезновения находятся последние цельнометаллические автобусы ЗИС-154 с дизельным двигателем и бесступенчатой электропередачей. С 1936 года в воинские части поступали штабные ГАЗ-05-193, а парк медицинского транспорта 30—50-х годов состоял из «санитарок» ГАЗ-55. Сейчас мы знаем лишь о нескольких из них, изрядно побитых во время киносъемок. А быстроходные гусеничные тягачи и транспортные тракторы? С 1918-го по 1941 год различные заводы выпустили свыше 24 тыс. таких машин. Может быть, их стоит поискать в лесистых местах сражений минувшей войны, например, в районе станций Мясной Бор — Спасская Полисть (Новгородская область). Не исключено, что старые автомобили и тракторы таят и глухие каменоломни Аджимушкая под Керчью. Обиднее всего, что практически все отечественные и многие импортные тягачи и тракторы долгие годы хранились как музейные экспонаты под Москвой. Лет десять назад это собрание ликвидировали. Одновременно почему-то расформировали ценнейший автомобильный музей НАМИ, сдали на слом уникальные машины из коллекции ЗИЛа. А ведь среди них были и разыскиваемые ныне 3ИС-6 и 3ИС-42... Наверное, не было бы этих проблем, если бы каждый завод сохранял свои изделия от первого опытного образца до серийного. Поэтому уже сейчас стоит подумать о сбережении автомобилей 50—60-х годов. Ведь лет через двадцать они станут редкими! Еще живуче представление, что сохранять для истории следует только отечественные автомобили. Явное заблуждение! Ведь до начала 30-х годов в ходу было немало четырехколесных «иностранцев». А во время Отечественной войны ваша страна получала машины по ленд-лизу. Среди них были интересные по техническим решениям. Хорошо, что члены клубов старых автомобилей Риги, Таллина, Каунаса уже нашли и реставрируют «виллисы», «студебеккеры», «Додж 3/4» и продолжают поиски в этом на правлении. А трофейные автомобили только ли для кино нужны? Уже сейчас ясно: некоторые утраченные машины придется делать заново, другого выхода нет, и такие случаи известны. Но многое еще можно найти и сохранить. Надо лишь помнить: потерянное время — это навсегда утраченные машины. Список потерь велик. Автор не упомянул об экспериментальных образцах, строившихся зачастую в единственном экземпляре, но становившихся прототипами многих тысяч серийных грузовиков и легковушек. Кроме того, не надо забывать о спортивных автомобилях, всевозможных мотоциклах, мотороллерах, велосипедах, которые также могут стать экспонатами будущего музея. Обращаясь к читателям с призывом начать широкий поиск старых образцов автомобильной и тракторной техники во всех районах страны, мы помещаем список некоторых автомашин, тракторов, тягачей, выпущенных отечественной промышленностью в 1918—1961 годах и считающихся утраченными. Об их обнаружении просим сообщать в редакцию. На поиски, друзья! ЛЕГКОВЫЕ: НАМИ-1 (1927—I930 годы), НАТИ-2 (1932 год, опытный), Л-1 (1933 год), ЗИС-102 (1938—1941 годы), ГАЗ-11-40 (1937—1941 годы, опытные), «Москвич» М400/401. ГРУЗОВЫЕ: Я-3 (1925—1928 годы), Я-4 (1928—1929 годы), Я-5 (1928— 1934 годы), АМО-З (1931—1933 годы), ЯГ-6 (1936—1942 годы), ГАЗ-410 (193б—1946 годы), ЯС-З (1936— 1942 годы), ГАЗ-42 (1939—1945 годы), ЗИС-21 (1938—1941 годы), ГАЗ-56 (1954—1960 годы, опытные). АВТОБУСЫ: Я-6 (1929—1932 годы),ЯА-2 (1934 год), ГАЗ-03-30 (1933—1946 годы), ГАЗ-О5-193 (1936— 1943 годы), ЗИС-8 (1934—1940 годы), ЗИС-1б (1938—1942 годы), ГАЗ-55 (1938—1945 годы), ЗИС-154(1947—1950 годы, дизельный). ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ: ЯГ-10 (193 годы), ГАЗ-ААА (19З4— 1943 годы), ЗИС-6 (1934—1941 годы), ГАЗ-21 (1937—1938 годы), ГАЗ-60 (1938—1940 годы), ЗИС-22 (1938—1940 годы), ЗИС-ЗЗ (1940 год), ЗИС-42 (1942—1946 годы), ГАЗ-61-73 (1941—1942 годы), ГАЗ-61-417 (1941 год), ГАЗ-64 (1941—1943 годы), ЗИС-32 (1941 год), ГАЗ-62 (1959—1961 годы). ГУСЕНИЧНЫЕ ТЯГАЧИ: «Большевик» (1918—1923 годы), «Коммунар» (1924—1935 годы), «Коминтерн» (19З5—1940 годы), «Сталинец-2» (1940—1941 годы, дизельный), СТЗ-5 (1937—1942 годы), Я-12 (194З—1945 годы). Я-13 (1944 год), «Ворошиловец» (1939—1941 годы). |
|
Copyright (c) 2006 by MoonLight |