ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ-2 Продолжаем исследовать проблему утилизации автомобилей. Как обстоит дело в регионах? "ЖИГУЛИ" ЖИЛИ, ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ! У нас очень мало автомобилей неместного производства. А "жигули" и "самары" не принято "умерщвлять". Им просто-напросто продлевают жизнь - меняют кузова. В Тольятти это очень распространенное явление, породившее серьезную проблему. Весь город и его окрестности завалены старыми, ржавыми и битыми кузовами. Есть фирма, которая их подбирает, есть несколько контор типа "Вторчермета", принимающих кузова в качестве металлолома. Кстати, в ГАИ теперь при оформлении замены кузова обязательно требуют справку о сдаче старого в утиль. Но это бремя - целиком на плечах хозяина. Любопытные сведения удалось собрать на ВАЗе. Проблемой старых автомобилей занимаются их разработчики, специалисты завода. Разработан и действует пакет документов по утилизации (своеобразное руководство по разборке) "жигулей", "нив", "самар". Пока его используют только в странах-импортерах вазовских малолитражек. Ныне уже на стадии проектирования автомобиля предусматривают возможность его утилизации. Этими вопросами ("ресайклингом", "рециклингом") занимается специальное подразделение исследовательского центра ВАЗа. В нашей стране эти разработки пока не востребованы... И все же есть по меньшей мере одна машина, прошедшая полный жизненный цикл и вернувшаяся в старости на завод - правда, не для переработки. 22 июля 1989 года состоялась уникальная "сделка". Волжский автозавод обменял жителю Тольятти Владимиру Михайловичу Пенкину его ВАЗ 2101 на новую "девятку". "Копеечка", отслужившая своему хозяину верой и правдой 19 лет, заняла место в вазовском музее. Дело в том, что она оказалась одной из самых первых машин волжского автогиганта, реализованных через торговую сеть. Интересно, что цвет автомобилей одинаковый - "вишню" поменяли на "вишню". "ЗАПОРОЖЕЦ", КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО С полтысячи автомобилей доживают свой век иначе - на штрафной площадке ГАИ в жилом массиве Оболонь. Здесь они, в общем, не старые, но изуродованные в авариях. Хозяева, если остались живы, за ними не являются: счет за "услуги" таков, что дешевле купить другой автомобиль. А одному ЗАЗ-965 повезло. Всем суждено сгнить в земле, а он при жизни вознесся. Комиссионный автосалон в центре города, на проспекте Победы, привлекает с его помощью внимание потенциальных клиентов. НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА Проследим судьбу двух автомобилей - ГАЗ-21 и ЗАЗ-965. Постаревшая "Волга" долго надоедала окружающим, стоя посреди двора на ящиках из-под картошки. Наконец, жильцы дома во главе с хозяином стали искать способ избавиться от машины. Переговоры с жилищной конторой не принесли результата. Покупатели то появлялись, то исчезали. Не выдержав натиска соседей, владелец "Волги" выволок (в полном смысле этого слова) свое сокровище из двора и бросил недалеко от центральной магистрали. И что вы думаете? Результат не заставил себя ждать! Через две недели после налета каких-то хищников автомобиль лишился всех блестящих деталей, а потом тихо исчез совсем. С полуразрушенным "Запорожцем" все получилось сложнее. Хозяин решил "утилизировать" его официальным путем. Обзвонив все доступные городские службы, от районных властей до ГУВД, выяснил, что в их обязанности входит вывоз только брошенных (читай: ничьих) автомобилей. Да и то не регулярно, а кампаниями: поступило распоряжение - сделали. На свалках, где авто разбирают на запчасти, реакция была оригинальная - привозите, оценим... Нанять эвакуатор сегодня стоит недешево. Посчитали - прослезились: довезти "Запорожец" без двигателя и кое-каких деталей до ближайшей свалки обошлось бы в 300 000 рублей "старыми". Как выяснилось, заинтересовать разборщиков нельзя ни старыми "москвичами", ни "волгами", ни "запорожцами"... Замучившийся хозяин "965-го" стал предлагать его ремонтникам: у них около цехов иногда лежат горы кузовов. И снова отказ. "Жигули" еще туда-сюда, а на "остальное" надо поискать любителей. Решил владелец нанять грузовик и вывезти "горбатого" из города с глаз долой. Но не тут-то было! Знакомый юрист сообщил ему по дружбе, что, обнаружив бесхозный автомобиль, представители ГАИ вынуждены будут искать хозяина и найдут-таки, служба у них такая. И если автовладелец "в здравом уме и трезвой памяти" сообщит представителям власти, что он просто выкинул авто за ненадобностью, то против него может быть заведено (а может и нет, но где гарантия?) дело за номером таким-то об умышленном засорении или "замусоривании" окружающей среды. Подумав еще с недельку, хозяин "горбатого" решил, что автомобиль - это его судьба. В итоге "965-й" обретает сегодня новую жизнь. Он стал ярко-красным с металлическим отливом, приобрел красивые колеса, широкие шины и двигатель от... "Жука". Может быть, действительно, судьба? ПОМИРАТЬ ИМ РАНОВАТО Если по каким-то причинам автомобиль невозможно восстановить (разрушился от старости или после аварии), его все равно не выбрасывают, а продают. Покупатели по частям снимают с машины все, что можно - остается только "голое" железо. Но и оно не попадает на свалку! Даже из сильно покореженного, но не совсем гнилого еще кузова мастера умудряются вырезать нужные им элементы: лонжероны, стойки, крышу. Так что рано еще создавать в Екатеринбурге автомобильное кладбище. У нас оно будет пустовать. НОВАЯ РАБОТА ДЛЯ ЗИЛА Выяснилось, что нерасторопностью городских структур недоволен и мэр столицы. В конце прошлого года он пожурил ГАИ, префектуры и прочие органы власти за недостаточное внимание к проблеме утилизации и к собственному распоряжению по этому поводу (№ 645-рм от 28.12.94). Самое любопытное решение мэрии - собирать и отвозить старье к местам переработки будет теперь... АМО "ЗИЛ". Можно, конечно, поиронизировать, что лучше бы заводу сосредоточиться на новой технике, чем копаться в помойках, но ведь кому-то надо заниматься и этим. Кстати, возможно, конкуренцию ЗИЛу составит АО "Мосвтормет", уже специализирующееся на утилизации лома. Итак, избавление от автомобильной рухляди волнует городских жителей тем меньше, чем восточнее они живут. Москва с Питером и Екатеринбург - как два полюса в отношении к этой проблеме. И все же, надеемся, со временем идея переработки отслуживших машин станет близка и горожанам, и селянам, где бы они ни жили - не век же ездить на старье. |
|
Copyright (c) 2006 by MoonLight |