Разное

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ
Куда деть потрепанный, отслуживший свое автомобиль?
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.

...Я часто бывал несправедлив к нему, требуя слишком многого. Он, тихий, безответный, покорно переносил сначала кипучую деятельность вокруг, потом охлаждение отношений и, наконец, полное забвение. Теперь он стал обременять окружающих, отнимая лишнее место и отнюдь не украшая двор. От него решили избавиться... но как?
Владельцы разваливающихся рыдванов не слишком изобретательны. Решив избавиться от отслужившего свой срок автомобиля, они прибегают к одному из ставших традиционными способов.
Можно просто "забыть" машину во дворе, а для большего спокойствия снять с нее номера - тогда даже ГАИ будет нелегко найти владельца. Энергичные тинэйджеры и другие субъекты с манией разрушения через некоторое время приведут автомобиль в жалкое состояние: лужицы "Тосола", масла и "тормозухи", битое стекло, оторванные и разбросанные, иногда на значительном расстоянии от автомобиля, детали. Довольно быстро от машины остается только кузов и блок цилиндров.
Менее ленивые (или более стыдливые?) владельцы оставляют свое железо, некогда бывшее автомобилем, в безлюдных местах. Машина находит последнее пристанище где-нибудь на пустыре или у железной дороги - короче, там, куда представители власти заглядывают редко. Часто выброшенный автомобиль вызывает цепную реакцию: за первым следует второй, третий... Появляются кузова с вырезанными площадками под номера: значит, машину угнали, разобрали на запчасти, заметая следы, лишили идентификационного номера, остатки вывезли на пустырь. Вечная вам память, безымянные жертвы преступного бизнеса...
Еще можно забросить останки машины на крышу гаража - тащить недалеко, да и вдруг когда-нибудь что-нибудь пригодится. А тем временем кузов, видимый издалека, - словно памятный знак на непростых путях отечественной автомобилизации.
И уж совсем неленивые выбрасывают автомобили по частям. Сначала снимают все, что снимается. Что-то можно попробовать продать, что-то использовать в хозяйстве, негодное выкинуть. Когда от машины остается только самая большая железка - кузов, приходит черед молотка, зубила и легендарной "болгарки". После "хирургии" куски должны влезать в мусорный контейнер, куда их и отправляют, часто под покровом темноты.
В тех странах, где автомобилизация шла быстрее, и проблемы утилизации старых машин решили раньше. Списанные автомобили стали складировать в специально отведенных местах (помните, их еще называли автомобильными кладбищами?). Там их разбирают и то, что можно продать - продают. Цены на подержанные запчасти мизерные, но и продавца, и покупателя это устраивает. Остатки отправляют на переплав. Сейчас начинается новая эпоха - так называемого рециклинга. Уже работают заводы, где автомобили утилизируются "по науке", а большая часть материалов (всех, а не только стали!) перерабатывается и вновь используется в автомобилестроении (подробнее - см. ЗР, 1997, №9). Таким образом, прожившая свой век машина возрождается в новых красавцах на колесах.
Увы, моему "Запорожцу" перевоплощение, похоже, не светило (здесь вам не Запад!). С течением времени облик машины тускнел, подвергаясь разрушительным воздействиям непогоды, соседней ивы (с нее падала листва и нечто липкое) и, будь они прокляты, голубей.
Думаю, только крайняя старость и никчемность спасала "Запорожец" от молниеносного разграбления. Он стоял на своих колесах, с укомплектованным (но неисправным) двигателем и медленно терял внешние детали - ободки фар, "поворотники", накладки бампера... Шансов на сколько-нибудь выгодную продажу не было (даже запчасти от такой старой модели оказались никому не нужны). Ждать, когда стараниями двуногих пираний от него останется только остов, не хотелось. Ни один из вышеописанных кондовых способов "утилизации" не устраивал. Я мечтал расстаться с "Запорожцем" цивилизованно.
И мы начали поиски цивилизованных путей.
Куда обратиться владельцу автомобиля, как не в ГАИ? Но на вопрос, как утилизировать машину, дежурный по окружному подразделению автоинспекции ответил: "Понятия не имею!" Он, правда, посоветовал обратиться в РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ), но туда дозвониться было совсем невозможно.
Тогда мы зашли с другой стороны - обратились в префектуру. Нас вежливо (что уже приятно) провели по нескольким инстанциям, но пара часов "на телефоне" оказались потрачены не зря. Выяснилось, что в Москве утилизацией брошенных автомобилей занимаются ДЕЗы (дирекции единого заказчика, бывшие ДЭЗы). Достаточно написать заявление с просьбой забрать отслужившую свое машину. Все остальные вопросы, в том числе с ГАИ, решают в ДЕЗе. И платить не надо. Ничего!
Оказалось, вся процедура эвакуации и утилизации автомобилей в Москве регламентирована распоряжением мэра еще в конце 1994 года. Брошенные машины уже тогда начали "доставать" город, и власти не замедлили отреагировать. Но до сих пор владельцы автомобильного хлама не спешат в ДЕЗы. Отчасти, видимо, в силу неосведомленности (помните ответ в ГАИ?), хотя популяризация постановления была предусмотрена (надеемся, этой публикацией мы поспособствуем нормальной очистке Москвы от тысяч брошенных авто - ред.).
А пока за чистоту дворов и прилегающих территорий борются "безлошадные" соседи нерадивых хозяев, питающие страсть к жалобам. Кроме того, сотрудник ДЕЗа периодически объезжает прикрепленную территорию вместе с представителем ГАИ в поисках брошенных автомобилей. Если на машине есть госномера, то можно найти владельца и призвать его убрать свое железо или доверить его утилизаторам. Иногда поиски хозяина усложняются его переездом и прочими жизненными обстоятельствами.
Итак, сотрудники ДЕЗа и ГАИ совместно приговаривают автомобиль (вернее, то, что от него осталось) к утилизации. Еще раз подчеркнем - эвакуацию оплачивает город; кстати, вывоз одной машины обходился в ноябре 1997 года в 360-870 тысяч рублей (в зависимости от расстояния). Но, очевидно, сейчас это - единственный способ избавить город от рухляди. Большинство брошенных машин - совсем старые "москвичи", "запорожцы", "жигули", с которых и запчасти-то продать сложно. Их владельцы или потомки владельцев - люди, как правило, небогатые.
Долго ли, коротко ли, посетил я ДЕЗ и оставил там заявление - прошу, дескать, избавить меня от несбывшихся надежд юности в образе так и оставшегося не на ходу автомобиля. В последний путь "Запорожец" решил не собирать (в смысле - не разбирать: вряд ли что-то пригодится). А спустя несколько недель ясным днем он исчез. Очевидцы рассказывали, что приехал здоровенный грузовик, на нем - добры молодцы, погрузили болезного и укатили. Прощай, "Запорожец"...
По замыслу, автомобили намеревались сначала свозить в так называемые отстойники, где их должны разукомплектовывать. На практике такой необходимости обычно нет: с кузовов, которые достаются эвакуаторам, все ценное давно снято или оторвано. Возможно, в будущем ситуация изменится.
Перевозят старые машины те же, кто их потом перерабатывает. Крупнейшее столичное предприятие подобного профиля - АО "Мосвтормет". Из более чем 17 тысяч машин, утилизированных за 1996 год в Москве, 6,5 тысячи нашли последнее пристанище именно здесь. Кстати, мощности одного "Мосвтормета" позволяют перерабатывать до 6 тысяч кузовов в месяц!
Последние минуты жизни того, что некогда было автомобилем, выглядят так. Кузова поступают под мощнейшие ножницы, способные разрезать даже рельс, или, что бывает чаще, сразу под пресс. Из него выходят компактные "кубики" весом 2-3 тонны. Эти кубики по железной дороге направляются на металлургические комбинаты (сейчас, в основном, на Новолипецкий), в переплавку.
Как ни странно, мой автомобиль последовал дорогой западных собратьев. И пусть его пустили под пресс, не сортируя по материалам, даже не сняв колес, - он послужил благородному делу охраны окружающей среды, не оскверняя ее больше своим присутствием. Чем черт не шутит - может, вскоре я уловлю нечто знакомое, родное в выражении фар новенькой "шестерки". Почему? Все очень просто: Новолипецкий комбинат - поставщик проката на автозаводы...
А как обстоит дело с утилизацией автомобилей в других регионах? Мы постараемся рассказать об этом в ближайших номерах "За рулем".

"За рулем" №1/1998

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz