ОСКВЕРНЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ По ту сторону Л. ГОГОЛЕВ, г. Киев Среди излюбленных у буржуазной пропаганды мифов о процветании капиталистического общества мифу автомобильному принадлежит особое место, Политики и коммерсанты, журналисты и социологи неизменно обращаются к нему, тщась доказать тезис о всеобщем благоденствии и свободе личности при капитализме. Однако свойственные обществу органические пороки не могли не сказаться и на его кумире — автомобиле. Мы имеем в виду не только область экономическую, где кризисные явления в производстве и сбыте, помноженные на энергетические трудности, стали хроническими. Общий кризис, переживаемый капитализмом, неминуемо затрагивает и сферу духовную. Художники модернистского толка и просто эксцентричные индивиды, любители сенсаций узрели и автомобиле вполне подходящий объект для своих “изысканий”. Почему бы, решили они, не использовать поверхность кузова как полотно для авангардистской живописи? И вот стали появляться машины, размалеванные самым невероятным образом: бесформенные пятна и разноцветные линии, маловразумительные лозунги и портреты государственных деятелей вперемешку с изображениями голых девиц. А один нью-йоркский оригинал взял да и покрыл снаружи кузов своего автомобиля... натуральным мехом, — так сказать, авто в манто. Наиболее радикальные “новаторы” пошли еще дальше. Ведь росписью или иной ”отделкой” кузов автомобиля можно обезобразить только до определенной степени: его форма, эстетически совершенная, продуманная талантливыми дизайнерами, остается. А раз так — даешь новый кузов! Похоже, создателей таких ”шедевров” беспокоило только одно — изготовить нечто самодвижущееся, в чем как можно меньше оставалось бы от автомобиля и от... здравого смысла. Чего только не напридумывали! Автомобили в виде катафалков, ветряных мельниц, прозрачных шаров. А один любитель построил машину с сантехническим, если можно так сказать, уклоном, В качестве кузова для пассажиров использовалась обычная ванна, а водитель восседал на унитазе. Этот продукт шизофренического бреда приводился в движение позолоченным V-образным двигателем мощностью около 350 л. с., установленным без всяких капотов. Разумеется, такие выверты если и представляют интерес, то не для искусствоведов и инженеров, а скорее для врачей-психиатров, в которых явно нуждаются их авторы. Практическая ценность этих машин равна нулю, Впрочем, изредка ими пользуются в торговой рекламе, Например, в Швеции для привлечения посетителей в передвижное кафе-полуприцеп кузовная фирма “Скеннигеверкен” оформила в свое время седельный тягач с в виде гигантского чайника. А для рекламы спортивной обуви на автомобиль “Рено-5-турбо” установили кузов, изображающий футбольную бутсу. На ней сделали крупную надпись “кикерс” что по замыслу должно означать “футболисты”. Но в английском языке это слово имеет еще одно значение — “скандалисты” Сдается, именно оно в данном случае ближе к истине. Бывает, под создание автопосмешищ пытаются даже подвести научную базу. Так, скульптор и художник из ФРГ некий Михель Штамм взялся доказать, что лучшей формой легкового автомобиля является форма... тела собаки. Для подкрепления этой глубокомысленной идеи он из готовил пластмассовую модель мопса и добился ее продувки в аэродинамической трубе исследовательского центра фирмы ”Форд” в Кельне. Но сенсации не вышло, Коэффициент лобового сопротивления Сх, определенный продувкой, равнялся 0.45 — показатель более чем посредственный для современного легкового автомобиля, Однако Штамма это не охладило. Он заявил в телевизионном интервью, что виной всему уши собаки: если их убрать, то Сх можно снизить до 0,32. А так, мол, уши создают сильные завихрения... Что тут скажешь? Завихрения действительно налицо. И потому, как не без ехидства заметил один английский журналист, в обозримом будущем выпуска модели ”Форд-мопс” не предвидится. Не обошли автомобиль своим вниманием и модернистские представители монументального искусства, Так, недавно в Париже сооружен ”памятник”, строительным материалом для которого послужили шестнадцать старых поломанных автомобилей. Еще один вариант издевательства над автомобилем — вовлечение его в различные спектакли и массовые действа театров авангардистского направления. В одном из зрелищ, поставленных американской ”студенческой” труппой в Париже, старенький ”Рено” нещадно били кувалдой, а затем обмазывали вареными макаронами, После этого на крышу его забиралась полуголая девица и тоже облепляла себя макаронами. Затем девица срывала макароны с себя и с автомобиля и швыряла их в публику. С автомобилем связано на Западе и великое множество самых нелепых рекордов. Есть среди них сравнительно безобидные. Например, «самый длинный легковой автомобиль в мире”, недавно построенный американским дизайнером Джино Денти на базе ”Кадиллака”. Длина этой машины 12 метров. Вмещает она 15 человек и весит около 4,5 тонны. Предприимчивый автор сдает это чудище напрокат эстетствующим толстосумам за 6 тысяч долларов в день. Но есть рекорды и похлеще. Пожалуй, всех своих конкурентов заткнул за пояс один австралиец, который на пари в несколько тысяч фунтов съел автомобиль - в буквальном смысле слова. С постоянством, достойным лучшего применения, претендент на лавры пожирателя автомобилей каждый день отпиливал от легкового “Моррис-мини” небольшой кусок, мелко дробил его и проглатывал, В течение двух лет автомобиль был съеден. Удивления заслуживает как сама история, так и то, что ”герой” протянул после нее еще несколько лет. Перечень таких фактов можно продолжить. Но что за ними — просто чудачества отдельных оригиналов? Нет. Массовое издевательство над автомобилем, глумление над техникой, над искусством, над человеческим разумом, создавшим столь совершенное транспортное средство, по-своему отражают духовный распад общества, в нормах жизни которого антигуманизм, крайний индивидуализм, нездоровая сенсационность. |
|
Copyright (c) 2006 by MoonLight |