ИСТОРИЯ СССР ДЛЯ ЯСТРЕБА И КОЗЫ Алексей Поликовский Здесь, в огромном поле у деревни Черноусово, над узкой речкой Чернь, собрался весь советский автопром: «Москвичи», «Победы», «Волги», «ГАЗы», «Запорожцы». Разбитый конкурентами с Запада и Востока, униженный и презираемый, лишившийся народной любви и государственной поддержки, он перебрался сюда, в эти райские зеленые поля. Михаил Красинец выстроил автомобили рядами, в хронологическом порядке: десятки моделей, масса вариантов и модификаций. Идя вдоль длинных автомобильных рядов, я запутываюсь ногами в траве и спотыкаюсь об ухабы, а он говорит мне с деловитой торжественностью: «Мы стоим с вами на территории, которая называется «Галерея «Москвич»!». Это проект 355, разработанный на АЗЛК в начале семидесятых, но так и не пошедший в серию. Машина двадцать лет простояла в дальнем сарае полигона НАМИ, а когда сараи стали чистить, ее отдали на завод-прародитель. Но на умирающем АЗЛК машину ждал неласковый прием. Директор завода велел порезать ее на металлолом, но тут, по счастью, мимо проходил Михаил Красинец. «Я как ее увидел, офигел! Резать на металлолом? Ни за что! А что вы за нее хотите? Нам нужен мотор для ГАЗ-21. Есть у тебя? Есть! А у меня его, конечно, не было, но я побежал и достал». Солнечный день в разгаре. С косогора видны зеленые луга и живая лента реки. Близко от нас — можно добросить камешком — кружит ястреб, высматривая мышь в траве. Три козы вышли из кустов и легли на пыльной дороге. Лежат и слушают, что говорит Михаил. Он рассказывает о себе и своих жизненных приключениях с быстрой, едва заметной усмешкой. Он работал и в ДОСААФ, где «мелкую зарплату получал», и на АЗЛК, увлекался автоспортом, участвовал в кольцевых гонках и даже однажды одолжил свой шлем знаменитому гонщику Успенскому, у которого теперь свой бизнес и собственная раллийная команда. Михаил тоже пытался заниматься бизнесом: вложил в одну фирму 300 тысяч рублей и тут же все потерял. Вот и весь бизнес. Рассказывая об этом, он пытается открыть капот очередной машины, но капот заклинило, он не открывается, зато отваливается подфарник. Не переставая говорить, он садится на корточки и аккуратно ставит его на место: «Металлоломщики сломали! Они ломают, а я созидаю!». Ах да, еще он работал в Москве таксистом на «Волге» 1976 года выпуска, которую ему подарили для коллекции. Ему вообще часто отдают старые советские автомобили. Синий милицейский ГАЗ-51А 1968 года, с красной полосой и красными колесами — ему, например, подарок со свалки, от людей, владеющих ею. Многих дарителей уже нет в живых, и он говорит о них, указывая на машину: «Помер человек, а слава живет! Вот так собирается коллекция!». Михаил говорит четыре часа подряд.Мне пора уже уезжать в Москву, а он еще не закончил. В нем есть легкий, едва уловимый страх: мне кажется, он боится, что я уеду, не досмотрев все 260 его автомобилей. И еще ему надо обязательно сказать важные вещи. Не мне — миру. Он подводит меня, как на аркане, к очередной выбранной им машине и заякоривает у бампера. Стой, слушай! Слушай, что говорит тебе человек, который называет себя «директором большого дела». Слушай, постигай то, что говорит тебе человек, в середине своей жизни обретший страсть и любовь. Это любовь к старому проржавленному железу, которое он всеми правдами и неправдами тащит из Москвы и других городов в свое поле, это страсть к прекрасным советским машинам, уже исчезающим из жизни. Здесь, в поле, заросшем высокой травой, на глазах у ястреба и козы, в дружеском присутствии собак и котов, он создает свой мечтательный мир, невидимый для профанов и болванов. Что видят они? Сумасшедшего, свозящего на поле и берег реки Чернь ржавое недвижное железо. Что видит он? Прекрасные галереи, возносящиеся в голубое небо русского юга, торжественные веющие флаги и автомобильную нирвану, в которой находят успокоение и приют машины, отслужившие свой срок. Он называет свою мечту «АвтоСССР». Мечта прекрасна, но денег на нее нет. Недавно Михаила взяли сотрудником в местный краеведческий музей с зарплатой 4000 рублей. «Зарплату сейчас задержали, есть нечего. Марина в лес сходила, лисичек собрала...» — говорит он между делом, в потоке своей быстрой, подвижной, возбужденной речи. Я между тем в молчании стою перед стареньким «Москвичом-401» с пустыми глазницами фар. Михаилу мое внимание к инвалиду не нравится. «На все эти гнилые крылья смотреть незачем! — резко, почти грубо говорит он. — Запас крыльев у меня есть. Поменять — пара пустяков! Я это скоро сделаю!». Потом мы садимся за стол, стоящий во дворе, он смущенно смахивает с него крошки, убирает открытую банку из-под горошка: «Тут вообще-то все не так будет! Тут будет стоять большой стол для гостей, человек на двадцать! И траву я скоро скошу!». Я киваю. Что тут сказать? В нем чувствуется даже не воля — воля все-таки опирается на реальность, питается ею, — а вера: лихорадочная, отчаянная вера человека, видящего в будущем то, что он хочет видеть. Я брожу по полю, между рядами старых автомобилей, и чувствую, что в этих райских, залитых солнцем и звенящих тишиной местах времени не существует. На этом поле что 1847 год, что 1956-й, что 2007-й — все одно. Может быть, сейчас вон из-за того лесочка выйдет барин Иван Тургенев с ружьем в руках и высоких болотных сапогах. Он в этих местах охотился. Выйдет, поздоровается, и мы поговорим с ним про его новую книгу… про мою новую книгу… и про автомобили тоже. Машины молчат, и каждая из них знает что-то такое, чего не знаю я: тайну ушедших лет, истории из жизни хозяина. Вдруг я вспоминаю: много лет назад, вот таким же ясным летним днем, восьмилетним мальчиком я стоял коленками на широком подоконнике нашей квартиры и смотрел через окно во двор, а туда в этот момент въезжал на новой, только что купленной машине отец. Это был «Москвич-412» красного цвета. Такого оттенка красного я больше никогда нигде не встречал. И вдруг тут, на этом зеленом райском поле, я снова обретаю тот «Москвич» из моего детства. Вот он стоит в длинном ряду других машин. У него цвет густого, настоявшегося клубничного варенья. Михаил подтверждает: да, этот колер уникален, такие машины выпускались только в 1963 году. У «Новой газеты» когда-то был «Запорожец» — весьма деятельный автомобиль. Он участвовал в акциях против мигалок и вообще помогал как мог. Я, кстати говоря, все время удивлялся, почему жирафа Самсона приказом по редакции назначили обозревателем, а «Запорожец» не сподобился даже должности корреспондента, хотя по заслугам вполне мог претендовать на членство в редколлегии и (если бы ему поставили новый трамблер) место зама главного редактора. Потом «горбатый», выслужив не один свой срок, куда-то исчез. И вот я нашел его, маленького симпатягу с облезающей с боков краской, в самом центре автомобильного стада, счастливо пасущегося на зеленом поле в трехстах километрах от Москвы. Михаил подтвердил, что да, это тот самый, из «Новой газеты». Теперь он живет тут. Что видят они? Сумасшедшего, свозящего на поле и берег реки Чернь ржавое недвижное железо. Что видит он? Прекрасные галереи, возносящиеся в голубое небо русского юга, торжественные веющие флаги и автомобильную нирвану, в которой находят успокоение и приют машины, отслужившие свой срок. |
|
Copyright (c) 2006 by MoonLight |