АВТОПАРК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Прощай, столица! Поселок Черноусово, который расположен недалеко от города Чернь, больше напоминает декорацию военного фильма. Одни дома здесь разрушены, другие заброшены. Добраться до него нелегко - проселочная дорога на выезде из Черни только иногда «дарит» путникам кусочки асфальта, и в то время, когда машина с ревом преодолевает изуродованную тракторами дорогу, подвески нашей редакционной «Нивы» жалобно поскрипывают. На окраине поселка - аномальное явление: целое поле разноцветных машин. Навстречу нам выходит хозяин автомобильного «табуна». В этой глуши Михаил Красинец обосновался десять лет назад. Тогда же перевез сюда свою необычную коллекцию. В 1996 году она состояла из двух десятков старинных машин. Свои сокровища Михаил держал прямо во дворе многоэтажного дома в центре Москвы. Но перед выборами, проходившими под лозунгом «Голосуй или проиграешь!», улицы столицы очистили от ненужного хлама. У бывшего автомеханика и гонщика-испытателя Красинца едва не случился сердечный приступ, когда во дворе он не досчитался пятнадцати коллекционных экспонатов. Обидевшись на столичную власть, Михаил перевез уцелевшие машины в тульскую глубинку. В Москве беспокоила брошенная квартира. С этим неудобством коллекционер разобрался кардинально: жилье продал, жену Марину забрал с собой. Почти миллионер Теоретически Михаила можно назвать миллионером. Этот статус он легко получит, если продаст хотя бы пару солидных авто из своей коллекции. Но семья живет скромно, так как Михаил вообще равнодушен к земным благам: телевизор, который показывает всего два канала, невзрачный интерьер в доме, простая еда, по двору бегают несколько собак… И доход - четыре тысячи рублей. Это все Михаила вполне устраивает. - Чернский краеведческий музей предложил сделать мою коллекцию неофициальным филиалом, - рассказывает Михаил Красинец. - Я согласился и теперь получаю зарплату 4000 рублей как руководитель филиала. После этого в глухомань зачастила пресса, ломая на сельской трассе дорогие машины. Журналисты ОРТ и РТР «пропиарили» удивительного коллекционера на всю страну. После этого одностороннего знакомства в Черноусово, словно паломники, потянулись экскурсионные группы. Правда, денег с любопытных гостей Красинец берет мало, а то и вообще забывает про оплату. Коллекция Часть коллекции Михаил приобрел на деньги, вырученные с продажи столичной квартиры, а на остальные раритеты копил. Порой в ущерб семье. - Сейчас в моей коллекции 230 автомобилей, выпущенных с 1937 по 1991 годы, - рассказывает он. - Наиболее ценны для меня «москвичи» - ведь я работал на заводе, где их производили. Кроме них есть ГАЗы, ЗИЛы и несколько иностранных «старичков». По возможности я их ремонтирую, поэтому часть экспонатов «на ходу». Звезда шестидесятых Возле забора выстроились в ряд «двадцать первые» «Волги». Неподалеку устроилась компания «побед». У въезда в «музей» застыл десяток грузовиков. На второй площадке - царство «москвичей». Модели «402» стали выпускаться в конце пятидесятых. Во время космического бума «москвичом» могли гордиться состоятельные люди, а простому советскому человеку приходилось довольствоваться «победой» и крохотным «запорожцем». Появление «москвича» на улочке, где из подвалов домов доносились песни начинающего Высоцкого, а в кинотеатре шла премьера «Кавказской пленницы», было редкостью. Такую роскошь могли себе позволить только столичные стиляги в модных водолазках и брюках-дудочках. Последняя машина пополнила ряды коллекционных «москвичат» в конце прошлого года. Редкий экземпляр «433» приехал в Черноусово из Орла. Ценность неприглядной с виду машины - в ее малочисленном выпуске. Машина, которая летала Среди стройных рядов раритетов выделается на редкость потрепанная жизнью и временем модель - «Опель Олимпия» (1938 г.). Такую диковинную находку Красинец отыскал на свалке в Москве. В тридцатые годы этот автомобиль имел неслыханный успех и стоил 2500 марок (при зарплате несколько марок в день). «Опель Олимпия» была первой машиной, которая поднялась в воздух на дирижабле и была доставлена в Рио-де-Жанейро. Возможно, в этом ржавом и неуклюжем авто когда-то ездили немецкий банкир и его супруга в длинном шелковом платье. Или понтяра-гангстер, куривший толстую гавайскую сигару. Модная малолитражка весом 835 килограммов развивала скорость до 110 км в час. А ее собрат «Опель Кадет» стал прародителем «Москвича-400». Тяжелая артиллерия В коллекции Михаила Красинца нашел свое место и ЗИЛ 1975 года - полевая ремонтная мастерская с электростанцией. На пустыре притаилась странная машина, напоминающая жука на высоких лапах. - ГАЗ М-72 - полноприводная модель 1957 года, - поясняет коллекционер. - Это своеобразный советский джип на базе «победы», он же - предшественник «Нивы». На окраине автомобильного царства навсегда припарковалась пожарная машина 1961 года выпуска. Эту ржавую громадину Михаил привез из Балашихинского музея пожарной техники. Там отслужившего свой век ветерана выкинули на улицу. Большое кино На разбитой сельской дороге ломали машины не только журналисты, но и сотрудники съемочных групп. В 2002 году к Михаилу приехали помощники режиссера за машиной для съемки в американском фильме «К-19», в котором играл Харрисон Форд. - Я пригнал в Москву два грузовика - ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157, - рассказывает Михаил. - За один день работы мне платили 200 долларов. В заснеженной столице снимали Мурманск. Я не видел Форда, потому что он отыграл свою роль в Канаде, но в фильме «засветился» один мой автомобиль. Второй получил 100 долларов за простой. Потом я узнал, что на самом деле за один день съемок владельцам старых машин американцы платили по тысяче долларов. Как всегда, по неизвестным у нас в России причинам, до меня эти деньги не дошли. Машины Михаила Юрьевича также успели сняться в нескольких клипах, фильмах «Хрусталев, машину!» и «Копейка». Предок «шестисотого» Возле дома коллекционера «прописался» «мерседес» 1965 года. Престарелый красавчик с изящными рулем оказался прадедушкой «шестисотого». Когда-то он разъезжал по чистым улочкам, где звучали песни Пресли. Теперь этот автоветеран поблескивает хромированной решеткой радиатора в российской глубинке. - Я отдал за него сорок тысяч рублей, - вспоминает Красинец. - Его бывший хозяин - московский пенсионер. Он не знал исторической ценности машины и собирался на ней возить с дачи картошку. Сейчас такая машина стоит около трехсот тысяч рублей. На нее уже «охотились» иностранцы, но я даже слушать не хочу. Мои экспонаты не продаются. Гордость министров На огородных грядках застыли правительственные машины. «Чайку» (ГАЗ-13) 1961 года Михаил Юрьевич купил за 180 тысяч рублей. Сейчас эта машина с ремонтом «тянет» на 600 тысяч рублей. На заднем сиденье просторного салона легко помещаются пять человек. Еще двое могут лечь в полный рост на пол. Возле задних сидений раскладываются небольшие стульчики. На них сидели охранники, сопровождавшие министров. В «чайках» ездили политики и послы СССР. Такие автомобили дарили заслуженным людям - Михаилу Шолохову, Юрию Гагарину, Фиделю Кастро. Модель имела множество преимуществ перед «земными» машинами - коробку-«автомат», гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов. Двигатель мощностью 195 «лошадок» разгонял правительственную громадину до 160 км в час. За двадцать с лишним лет было выпущено всего 3000 таких автомобилей. - С этой машиной меня пригласили в Москву на День города, - вспоминает Михаил. - За однодневный визит столичные власти заплатили мне 4500 рублей. В этот же день машину приметили студенты театрального института и попросили поснимать ее для дипломной работы. За часовую эксплуатацию авто дали три тысячи рублей. Рядом с «чайкой» ГАЗ-13 стоят не менее блистательные ГАЗ-14 и ГАЗ-12. Последний кроме перевозки правительства выполнял функцию автомобиля скорой помощи. Такую же машину можно увидеть в фильме «Водитель для Веры». В конце съемок раритет за 12 000 долларов спустили с горы. Михаил Красинец до сих пор не может простить бесчувственным киношникам такого кощунства. О грустном Михаил мечтает, что лет через пятнадцать в Черноусово будут стоять большие и теплые ангары, в которых он разместит свою коллекцию. Тогда в живописный поселок устремятся тысячи людей со всего мира. Но это осуществимо только со спонсорской помощью. Сколько бы ни было энтузиазма у Михаила Красинца, но «оживить» коллекцию в одиночку просто невозможно. Пока же легендарные машины продолжают стоять под открытым небом, врастая в землю спущенными колесами. |
|
Copyright (c) 2006 by MoonLight |