Разное

«КРАСНАЯ КНИГА»
С. Ионес, фото из архива автора

Никто не сомневается в том, что автомобили прошлых десятилетий заслуживают сохранения и реставрации. Грузовикам и автобусам в этом плане везет меньше, чем легковым машинам: их не берегут; уцелевший старый грузовик восстанавливать и поддерживать на ходу сложнее, чем легковушку того же возраста. И все-таки есть люди, занимающиеся поиском и приобретением старой техники, которые и помогли нам выяснить, какие модели старых советских коммерческих автомобилей еще можно найти, а какие уже канули в Лету.

Больше всего до наших дней сохранилось грузовиков среднего класса ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ: раньше это были самые массовые машины в стране. К счастью, уцелело немало древних «полуторок» и «трехтонок»: в советское время их берегли как память о войне. Правда, большинство доживших до наших дней машин этого поколения послевоенных выпусков: ГАЗ-ММ, построенные в 1945–1950 годах; ЗИС-5, которые выпускал «УралЗИС». Довоенные машины тоже встречаются, но их по понятным причинам осталось меньше. Всех видов специальных и специализированных машин на базе ГАЗ-АА и ЗИС-5, скорее всего, уже не собрать. Тем ценнее уцелевшие пожарные машины, прожекторные установки и даже газогенераторы. Изредка удается найти элементы специального оборудования, которое монтировали на шасси «полуторок» и «трехтонок».

Больше повезло их послевоенным наследникам. Сохранилось много таких машин, как ГАЗ-51, ЗИС-150, ЗИЛ-164. Едва ли не чаще встречаются их полноприводные «родственники»: ГАЗ-63, ЗИС-151. А ЗИЛ-157 выпускали так долго, что найти «живой» экземпляр совсем не проблема. Реже, чем «газоны» и ЗИЛы, попадаются машины «Урал-355М».

Самая редкая на сегодня марка среднего послевоенного грузовика – КАЗ. Даже опытные «поисковики» не припомнят, где в последние годы видели ранний кутаисский грузовик с кабиной от ЗИСа или седельный тягач «Колхида». Но, вероятно, где-то на просторах бывшего СССР еще есть такие машины.

На базе ГАЗ-51 и ЗИЛов строили огромное количество специализированной техники. Некоторые виды самосвалов, пожарных или коммунальных машин пока встречаются. Где-то на задворках предприятий стоят отдельные кузова фургонов и цистерн, останки крановых установок или вышек-«стаканов». Такие кузова и устройства представляют огромный интерес. В последние годы появились собиратели старых автомобилей, имеющие возможность владеть большим количеством машин одновременно. Кстати, это не так уж и дорого: автомобили для таких коллекций покупаются по цене металлолома. Подобные владельцы иногда собирают по десять и более грузовиков одной модели – «полуторок», «51-х», ЗИСов. Цель у них – восстановить как можно больше специализированных модификаций грузовиков.

Ни у кого не вызывает сомнения, что ГАЗ-51 или ЗИЛ-164 – антикварный грузовик, достойный сохранения. Именно сейчас стоит подумать о том, чтобы сберечь больше таких грузовиков, как ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, особенно 1960–1970-х годов выпуска. Еще живы самосвалы, цистерны, пожарные и поливальные машины на базе таких грузовиков. Трудно сказать, можно ли отыскать, например, ГАЗ-53 с самым ранним вариантом облицовки.

С малотоннажными машинами дело обстоит хуже, чем со средними грузовиками, но если хорошо искать, найдете почти любую из выпускавшихся в СССР моделей. Самая редкая машина, разумеется, пикап ГАЗ-4. В Москве до конца 1990-х у частного владельца был пикап ГАЗ-415. Возможно, он даже сохранился не один.

С трудом удается находить единичные микроавтобусы УАЗ-450 или РАФ-977. Такие машины разных модификаций обычно в плохом состоянии еще встречаются на провинциальных дорогах, а их кузова служат сараями в сельской местности. Недавно одному московскому «антикварщику» достался УАЗ самого первого выпуска, а его питерскому коллеге – «рафик» 1960-х с узкими окнами. В «розыске» – санитарные РАФы, бортовые УАЗ-450Д, ЕрАЗы 1970-х.

За последние годы «всплыло» несколько деревянных фургонов «Москвич-422». Довольно редко, но все-таки удается встретить фургон следующего поколения «Москвич-430/432», несколько чаще – «Москвич-433/434» или ранний Иж-2715 1970-х. Такие машины сохранились в основном далеко от Москвы. К счастью, восстановить грузовой «Москвич» не сложнее, чем легковой.

Очень трудно сохранить старый автобус или троллейбус. Его нельзя спрятать в обычном гараже, не всегда можно закатить на дачный участок. В Москве есть музей транспорта, сотрудникам которого кое-как удалось собрать почти все основные послевоенные модели автобусов и троллейбусов, а трамваи у них есть даже дореволюционные. В Московском музее присутствуют очень редкие транспортные средства. Состояние техники оставляет желать лучшего, но как минимум есть что реставрировать. Транспортные музеи действуют в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Питерцам удалось собрать ряд довоенных машин: ГАЗ-03-30, троллейбус ЯТБ, ленинградские трамваи 1920–1930-х годов. На автобазе «Мосфильма» есть плохо сохранившийся ЗИС-8.

Из автобусов больше всего уцелели экземпляры модели ПАЗ/КАвЗ-651, даже полноприводные и грузопассажирские модификации встречаются. Сохранилось немного городских ЗИЛ/ЛиАЗ-158 и ЗИС-155. Далеко от столиц года три-четыре назад можно было встретить ЛАЗы старых серий Е и М, средние автобусы ПАЗ-652, давние «Кубани» с короткой базой. Обновление парка станет приговором этим машинам. Уже пора заносить в Красную книгу выпущенный малой серией ЛАЗ-4202 или «пингвин» ПАЗ-3742.

Хуже всего обстоит дело с тяжелыми грузовиками. Модели, которые еще встречаются, – КрАЗ-214 и МАЗ-200. На сегодня известно несколько бортовых минских грузовиков «двухсотого» семейства, самосвалов МАЗ-205 и даже специальных машин. Появляется достоверная информация о «живых» экземплярах полноприводных грузовиков МАЗ-502. Древние внедорожные КрАЗы уцелели на армейской консервации.

Пора уже сохранять уцелевшие машины семейства МАЗ-500 или КрАЗ-257, особенно выпущенные 25–40 лет назад, бензиновые «Урал-375» и «Урал-377», четырехосные МАЗ-535/537 и МАЗ-543, старые БелАЗы, разные специализированные модификации тяжелых грузовиков 1970–1980-х.

Где-то существует от силы один-два довоенных грузовика ЯГ, например самосвал в Екатеринбурге. Один карьерный самосвал МАЗ-525 и один скрепер МоАЗ когда-то были поставлены на постаменты. Не исключено, что где-то еще есть такие же машины или их останки.

Пока нет информации о сохранившихся экземплярах послевоенных ярославских грузовиков семейств ЯАЗ-210 или ЯАЗ-219, КрАЗах первых выпусков начала 1960-х, трехосных карьерных самосвалах МАЗ-530.

Впрочем, утверждать, что таких, как и многих других, машин «не осталось совсем», преждевременно. Даже самые активные «поисковики» не добрались еще до заброшенных карьеров, строек и полигонов, особенно в Сибири. Никто не осматривал задние дворы промышленных предприятий, тем более режимных. Кто знает, какая техника стоит там или даже еще используется в качестве внутризаводского транспорта? Кто знает, какие машины еще остались в дальних уголках России и тем более в республиках бывшего СССР? А какие-то старые грузовики и автобусы, возможно, доживают свой век поблизости, на задворках крупных городов и областей.

«Грузовик Пресс» №3/2006

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz