Разное

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ-2
Продолжаем исследовать проблему утилизации автомобилей. Как обстоит дело в регионах?

Недавно мы выяснили, что в Москве избавиться от автомобильной рухляди можно, и даже без особых усилий (ЗР, 1998, № 1). Выполняя данное читателям обещание, мы поручили собственным корреспондентам ЗР узнать, как "на местах" завершают автомобили свой жизненный путь. Нам отвечают:

...из Тольятти - Сергей МИШИН.
"ЖИГУЛИ" ЖИЛИ, ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ!
В Тольятти до промышленной, как на Западе (ну, хотя бы как в Москве), утилизации пока далеко. Но кое-что делается.
У нас очень мало автомобилей неместного производства. А "жигули" и "самары" не принято "умерщвлять". Им просто-напросто продлевают жизнь - меняют кузова. В Тольятти это очень распространенное явление, породившее серьезную проблему. Весь город и его окрестности завалены старыми, ржавыми и битыми кузовами. Есть фирма, которая их подбирает, есть несколько контор типа "Вторчермета", принимающих кузова в качестве металлолома. Кстати, в ГАИ теперь при оформлении замены кузова обязательно требуют справку о сдаче старого в утиль. Но это бремя - целиком на плечах хозяина.
Любопытные сведения удалось собрать на ВАЗе. Проблемой старых автомобилей занимаются их разработчики, специалисты завода. Разработан и действует пакет документов по утилизации (своеобразное руководство по разборке) "жигулей", "нив", "самар". Пока его используют только в странах-импортерах вазовских малолитражек.
Ныне уже на стадии проектирования автомобиля предусматривают возможность его утилизации. Этими вопросами ("ресайклингом", "рециклингом") занимается специальное подразделение исследовательского центра ВАЗа. В нашей стране эти разработки пока не востребованы...
И все же есть по меньшей мере одна машина, прошедшая полный жизненный цикл и вернувшаяся в старости на завод - правда, не для переработки. 22 июля 1989 года состоялась уникальная "сделка". Волжский автозавод обменял жителю Тольятти Владимиру Михайловичу Пенкину его ВАЗ 2101 на новую "девятку". "Копеечка", отслужившая своему хозяину верой и правдой 19 лет, заняла место в вазовском музее. Дело в том, что она оказалась одной из самых первых машин волжского автогиганта, реализованных через торговую сеть. Интересно, что цвет автомобилей одинаковый - "вишню" поменяли на "вишню".

...из Киева - Леонид САПОЖНИКОВ.
"ЗАПОРОЖЕЦ", КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО

В Киеве, как во всех крупнейших городах Украины, престарелые автомобили умирают по типовому сценарию - брошенные на пустырях или в глухих закоулках. Когда-то они были счастливой находкой для школьников в период сбора металлолома, а сейчас - поди заставь нашу смену пачкать руки задаром, да и железный лом, пока довезешь его к сталеварам, станет золотым...
С полтысячи автомобилей доживают свой век иначе - на штрафной площадке ГАИ в жилом массиве Оболонь. Здесь они, в общем, не старые, но изуродованные в авариях. Хозяева, если остались живы, за ними не являются: счет за "услуги" таков, что дешевле купить другой автомобиль.
А одному ЗАЗ-965 повезло. Всем суждено сгнить в земле, а он при жизни вознесся. Комиссионный автосалон в центре города, на проспекте Победы, привлекает с его помощью внимание потенциальных клиентов.

...из Санкт-Петербурга - Игорь ЛАГУТИН.
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА

Несколько лет назад многим питерским автовладельцам казалось страшным кощунством взять да и выбросить автомобиль на помойку. Но сегодня утилизация старых автомобилей, особенно в центре города, становится все более актуальной. О свалках, где автомобиль разберут на запчасти и продадут, журнал уже рассказывал (ЗР, 1996, № 6). Но они проблему не решают.
Проследим судьбу двух автомобилей - ГАЗ-21 и ЗАЗ-965.
Постаревшая "Волга" долго надоедала окружающим, стоя посреди двора на ящиках из-под картошки. Наконец, жильцы дома во главе с хозяином стали искать способ избавиться от машины. Переговоры с жилищной конторой не принесли результата. Покупатели то появлялись, то исчезали. Не выдержав натиска соседей, владелец "Волги" выволок (в полном смысле этого слова) свое сокровище из двора и бросил недалеко от центральной магистрали. И что вы думаете? Результат не заставил себя ждать! Через две недели после налета каких-то хищников автомобиль лишился всех блестящих деталей, а потом тихо исчез совсем.
С полуразрушенным "Запорожцем" все получилось сложнее. Хозяин решил "утилизировать" его официальным путем. Обзвонив все доступные городские службы, от районных властей до ГУВД, выяснил, что в их обязанности входит вывоз только брошенных (читай: ничьих) автомобилей. Да и то не регулярно, а кампаниями: поступило распоряжение - сделали. На свалках, где авто разбирают на запчасти, реакция была оригинальная - привозите, оценим... Нанять эвакуатор сегодня стоит недешево. Посчитали - прослезились: довезти "Запорожец" без двигателя и кое-каких деталей до ближайшей свалки обошлось бы в 300 000 рублей "старыми". Как выяснилось, заинтересовать разборщиков нельзя ни старыми "москвичами", ни "волгами", ни "запорожцами"...
Замучившийся хозяин "965-го" стал предлагать его ремонтникам: у них около цехов иногда лежат горы кузовов. И снова отказ. "Жигули" еще туда-сюда, а на "остальное" надо поискать любителей.
Решил владелец нанять грузовик и вывезти "горбатого" из города с глаз долой. Но не тут-то было! Знакомый юрист сообщил ему по дружбе, что, обнаружив бесхозный автомобиль, представители ГАИ вынуждены будут искать хозяина и найдут-таки, служба у них такая. И если автовладелец "в здравом уме и трезвой памяти" сообщит представителям власти, что он просто выкинул авто за ненадобностью, то против него может быть заведено (а может и нет, но где гарантия?) дело за номером таким-то об умышленном засорении или "замусоривании" окружающей среды.
Подумав еще с недельку, хозяин "горбатого" решил, что автомобиль - это его судьба. В итоге "965-й" обретает сегодня новую жизнь. Он стал ярко-красным с металлическим отливом, приобрел красивые колеса, широкие шины и двигатель от... "Жука". Может быть, действительно, судьба?

...из Екатеринбурга - Аркадий КОЗЛОВ.
ПОМИРАТЬ ИМ РАНОВАТО

В столице Урала брошенных машин попросту нет. До сих пор на ходу "победы", "москвичи-401" еще с желтыми номерами 50-х годов. Но, конечно, в своей первозданности таких машин остались единицы. Куда же делись сотни других "старичков"? Их продавали и перепродавали. Каждый сменил нескольких хозяев, приобретая от очередного что-то новое: фары, колеса, амортизаторы. А порой - двигатель, коробку передач, иногда даже кузов. Так старенькая "Победа" превращалась в "21-ю" "Волгу", а потом, бывало, и в "24-ю". В конце концов от старой машины иной раз остается только родная пробка бензобака...
Если по каким-то причинам автомобиль невозможно восстановить (разрушился от старости или после аварии), его все равно не выбрасывают, а продают. Покупатели по частям снимают с машины все, что можно - остается только "голое" железо. Но и оно не попадает на свалку! Даже из сильно покореженного, но не совсем гнилого еще кузова мастера умудряются вырезать нужные им элементы: лонжероны, стойки, крышу.
Так что рано еще создавать в Екатеринбурге автомобильное кладбище. У нас оно будет пустовать.

Кстати, есть новости из Москвы.
НОВАЯ РАБОТА ДЛЯ ЗИЛА
Один сердитый читатель ЗР сообщил, что решил последовать нашим путем, но пауза между визитом в ДЕЗ (муниципальный округ "Черемушки") и желанным избавлением от дряхлого "Запорожца" что-то затянулась. Прошло три (!) месяца, а машина все еще под окнами... Работники коммунального хозяйства заверили нас, что проблема будет решена и останки автомобиля попадут-таки в переработку. Скорей бы...
Выяснилось, что нерасторопностью городских структур недоволен и мэр столицы. В конце прошлого года он пожурил ГАИ, префектуры и прочие органы власти за недостаточное внимание к проблеме утилизации и к собственному распоряжению по этому поводу (№ 645-рм от 28.12.94). Самое любопытное решение мэрии - собирать и отвозить старье к местам переработки будет теперь... АМО "ЗИЛ". Можно, конечно, поиронизировать, что лучше бы заводу сосредоточиться на новой технике, чем копаться в помойках, но ведь кому-то надо заниматься и этим. Кстати, возможно, конкуренцию ЗИЛу составит АО "Мосвтормет", уже специализирующееся на утилизации лома.
Итак, избавление от автомобильной рухляди волнует городских жителей тем меньше, чем восточнее они живут. Москва с Питером и Екатеринбург - как два полюса в отношении к этой проблеме. И все же, надеемся, со временем идея переработки отслуживших машин станет близка и горожанам, и селянам, где бы они ни жили - не век же ездить на старье.

"За рулем" №5/1998

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz