Разное

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ – ПАМЯТНИКАМ...
Наталья Граф

Давно уже в российских мегаполисах утвердилась мода на «свободную» городскую скульптуру. На улицах и площадях теперь устанавливают не каменные изображения известных людей, а необычные памятники животным, литературным героям, знаменитым изделиям местной промышленности и даже... продуктам питания.
Идеи современных дизайнеров воплощаются в жизнь и в нашем городе. Однако отдавая дань новым традициям, мы нередко забываем о прошлом. Сегодня многие омичи даже не знают о том, что в свое время у нас устанавливались памятники старым отечественным автомобилям. Образцы техники, которая долгие годы работала на развитие Омска и всей страны, выставлялись на специальные постаменты возле крупнейших местных предприятий. Некоторые экспонаты «Остались в живых» до сих пор, но с каждым годам их становится все меньше.

Обидно видеть, как пропадают памятники автомобилям, - позвонил в редакцию «Вечерки» наш постоянный читатель Александр Кобриц. – Я работаю водителем в службе скорой медицинской помощи, увлекаюсь техникой. Знаю, что среди этих памятников есть настоящие музейные реликвии. Неужели они никому не нужны.
Вместе с неравнодушным читателями корреспонденты «Вечерки» отправились на экскурсию. «К сожалению, два памятника показать вам я уже не смогу, - вздыхает Александр Кобриц, - их уничтожили окончательно».
Куда исчез первый массовый троллейбус «МТБ» № 82, который был установлен в городке Водников, - этого не знает никто. Ходят слухи, что раритет общественного транспорта вывезли не то в Москву, не то в Питер. За старым троллейбусом какое-то время ухаживали безупречно, поэтому и выглядел он как картинка. Но потом…
Знаменитое такси «Победа», установленное возле 5-го таксопарка к очередному юбилею таксомоторных перевозок, пропало с постамента также загадочно, как и троллейбус. Правда, взамен один из нынешних предпринимателей выставил в городке Нефтяников целых пять старых «Волг», но это уже не памятник, а живая реклама...
Несколько лет назад руководство департамента транспорта задумало открыть свой музей. Называлась и точная дата - 2004 год. Но, как выяснилось, этот музей по-прежнему только в планах. Умер Валентин Брюханов, собиравший по крупицам летопись омского общественного транспорта, и теперь продвигать идею некому...
Первый «живой» памятник мы обнаружили у Омского автобусного завода. Культовая полуторка появилась здесь во времена авторемонтного предприятия - предшественника завода. Именно на нем восстанавливали машины, пришедшие прямо с войны. Нынешние владельцы завода о «наследстве» заботятся - к праздникам подкрашивают полуторку зеленым цветом. На большее, по всей видимости, денег не хватает: выбитые стекла заменены листами нержавейки. Что автобусники планируют делать с полуторкой дальше – узнать так и не удалось. «Для этого необходимо выяснить мнение каждого акционера, а их у нас очень много», - туманно ответила нам заместитель директора завода.
Неизвестно и будущее легендарного «ЗИЛ-585», доживающего свой век у бывшего гаража «Целинстроя». «Старичок» с выбитыми стеклами и сломанными дверьми дремал под снегом аккурат напротив модного автомагазина. За свою рабочую жизнь он пробегал, как гласит табличка на постаменте, 1506127 километров и перевез 126 тысяч тонн грузов... А теперь от него отмахиваются, как от надоевшего больного родственника.
Кстати, родной брат самосвала стоит на постаменте и в Русско-Полянском районе. Правда, колхозники относятся к раритету более уважительно - труд машин на селе привыкли ценить. Кстати, в Русской Поляне есть и памятник старинному трактору - ходят байки, что он до сих пор служит крестьянам верой и правдой. В разгар посевной запчасти с пенсионера ставят на ходовые машины - и те работают! А один из местных жителей. - восьмидесятилетний Борис Гржимайло - бережно хранит на собственном подворье другую реликвию - «Урал ЗИС-355», на котором поднимали целину. Машина до сих пор на ходу, но работники ГАИ запрещают деду кататься на старожиле - из-за ошибок в документах. «Этот экземпляр - мечта любого музея техники. А его судьба - ржаветь в гараже!» - сетуют автолюбители.
Скрывают от народа свое достояние и работники транспортной коммерческой компании. Памятник «Уралу ЗИС-5» надежно спрятан от посторонних глаз за бетонным забором предприятия. Эта машина работала на многих городских стройках, в том числе и на сооружении нефтезавода. «Три года назад мы снимали ее с постамента, но завести не смогли, - рассказывает председатель профкома Владимир Гладышко, - поставили обратно». За памятником здесь ухаживают, однако посмотреть на экспонат разрешают только с позволения директора. Из общего достояния «ЗИС» превратился в частную собственность.
Пожалуй, единственный «технический» памятник, которому в нашем городе повезло, - монумент славы автомобилистам на территории Сибирской автодорожной академии. «ЗИС-5» омичи - фронтовики любовно называют «Захаром», а студенты, получив диплом, непременно фотографируются рядом со «старичком» - на память. Эту машину в Омск пригнали в июле 1978 года – специально для монумента. «Из уважения к почтенному возрасту ветерана по дороге на бензоколонках нас заправляли совершенно бесплатно, - вспоминает сотрудник академии Шинковский. - А на празднике 50-летия Победы наш «Захар» даже участвовал в торжественном параде. Недавно студенты факультета автомобильного транспорта отреставрировали раритет собственными силами. Говорят, что при желании «Захара» и сейчас можно завести - и вперед!
Зато другой питомец СибАДА - легендарный «МАЗ-200» - пропадает на глазах. Когда-то первый советский «дизель» служил у студентов учебным пособием. Потом машину передали в 12-е грузовое предприятие. Долгое время «МАЗ» стоял на постаменте у его ворот - в поселке Юбилейном. Сейчас постамент пустой. Предприятие развалилось. Саму реликвию отечественного автопрома мы отыскали во дворе практически не охраняемой офисной стоянки. Легендарный автомобиль находится в плачевном состоянии: кузов завален снегом и ненужным хламом, стекла выбиты, бык-символ наполовину отодран...
«Наверное, скоро вывезут на металлолом, - опечалился Александр Кобриц. - Почему никому до этих памятников нет дела?»
С этим вопросом «Вечерка» обратилась в государственную инспекцию по охране памятников. «За все годы эта проблема у нас ни разу не поднималась, - сообщил ее председатель Олег Свиридовский. – Дело в том, что автомобили на по постаментах даже не имеют статуса памятников, поэтому и не стоят на госохране. Хотя могли бы… Для этого общественности необходимо вынести соответствующее предложение на зкспертно-научный совет».
- Председатель общества коренных омичей Владимир Селюк предложил спасти автомобили-реликвии другим способом - открыть в Омске музей старой техники. «Каждая из этих машин сыграла свою роль в становлении нашего города, - считает Владимир Иванович. - Они не заслужили, чтобы их растаскивали на металлолом или выбрасывали на свалку. Это действительно раритеты! Сегодня у нас пропадает без дела здание бывшей ТЭЦ на улице Партизанской. Но если помещение очистить, отреставрировать как следует, то из него выйдет идеальный выставочный зал. Я был в таком автомузее в Париже.
Там каждый экземпляр имеет табличку со своей историей, техническими характеристиками, все автомобили выкрашены в «родные» цвета, выглядят, как будто в годы своего рождения».
Подобные музеи открыты в некоторых городах России. А в Омске помимо уже (точнее – еще) имеющихся памятников заслуженным автомобилям можно отыскать и немало других интересных экземпляров. Под Ленинградским мостом стоит на крыше бокса «Газ-51» - машина, на которой выучилось ездить не одно поколение омичей. В автохозяйстве железнодорожного вокзала до сих пор трудятся два знаменитых «ГАЗ-93». А где-то в частной коллекции хранится черный правительственный «ЗИЛ-114».
Депутат Госдумы Сергей Воробчуков самолично пригоняет раритетную сельхозтехнику со всех уголков России в музей ОАО «Карбышевское», а тем временем легенды отечественного автопрома пропадают в гаражах омичей. «Крупные сельхозпредприятия вполне могли бы вернуть памятники к жизни и взять на себя организацию музея техники, - уверен Владимир Селюк. - Только надо, чтобы это было кому-нибудь нужно».
P.S. Когда верстался номер, «Вечерка» связалась с приехавшим в Омск на выходные. Сергеем Воробчуковым. Депутат Госдумы сообщил, что согласен взяться за создание подобного музея в нашем городе. «Это действительно очень важное дело, - считает Сергей Анатольевич, - ведь старая техника - часть нашей общей истории. Глядя на сохранившиеся машины - труд наших дедов и прадедов, чувствуешь крепкую связь между поколениями. Ежегодно на ярмарке «Агро-Омск» мы выставляем нашу ретроколлекцию, и она пользуется большой популярностью среди посетителей. Поэтому новым экземплярам я буду только рад».

"Неделя" от 15 февраля 2006 г.

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz