Разное


Необыкновенное рядом

Могучая фигура гориллы, вздымающей «жучок» фирмы «Фольксваген» наподобие олимпийского факела (1), приветствует въезжающих в штат Вермонт (США) по новому шоссе № 7. Ради этой приятной встречи местные власти даже специально изменили проектируемую трассу. И, как считает редакция американского журнала «Саг and driver», они совершенно правы: ведь речь идет не о каком-то случайном курьезе, а о новейшем течении в монументально-декоративном искусстве. Использование корпусов автомашин как элементов оформления зданий или улиц уже получило и «фирменное» название — кархитектура. Смысл термина ясен: «автомобиль» по-английски — «кар».
Объявленный журналом кархитектурный фотоконкурс выявил ростки нового направления по крайней мере в трех странах: США, Чехо-Словакии и... Саудовской Аравии. Последний неожиданный факт объяснить довольно трудно, но это уже задача социологов и искусствоведов. Во всяком случае, из других стран фотографии не поступали.



Как ни прискорбно, но выяснилось, что в мире наживы новое направление с самого начала не удержалось в русле чистого искусства, попав в унизительную зависимость от рекламы. Если видишь на снимке автомобиль, имплантированный в стену, можно почти без риска биться об заклад, что это стена автомагазина. Почти все подобные шаблонные сюжеты взыскательное жюри с негодованием отвергло, как не представляющие художественной ценности.
Строго соблюдались и рамки жанра. Не приняли, например, фотографию заправочной станции с бомбардировщиком В-52 на крыше — может быть, это и шедевр, но явно относящийся к аэрохитектуре; был проигнорирован даже «Кадиллак», переоборудованный в летний бар-закусочную, который эксперты после тщательного анализа отнесли к бархитектуре.
С трудом прошел отбор снимок центра по продаже автозапчастей в Аль-Кобаре (Саудовская Аравия). В здание, построенное в форме джипа, покупатель вынужден входить через решетку радиатора, да еще осторожно пригнув голову. Тем не менее торговля тут и впрямь идет бойчее, чем в обычном магазине.
Но все же есть, есть некоммерческие кархитектурные шедевры — в частности, и в той же Саудовской Аравии! Глядя на это кубическое сооружение посреди зоны отдыха в городе Джидда (6), начинаешь понимать, что если архитектура, по известному выражению — музыка, застывшая в камне, то кархитектуру, пожалуй, надо считать застывшим визгом и скрежетом машин, вонзившихся «по пояс» в бетон.
А сие четвероногое (2) появилось в центре Праги в начале 1990 года. В свое время дешевый, но тихоходный и неэкономичный «Трабант» в больших количествах выпускался в ГДР и продавался в восточноевропейских странах. Ну а после снятия с производства он был увековечен, видимо, как символ веселого прощания с прошлым.
Гипсовую лепнину в кархитектуре с успехом заменяет распластанный на фасаде автомобиль. Вот шедевр одного из пионеров нового направления, американца Дастина Шулера, — «развертка» малолитражки «Пинто» при входе в приемную окулиста Поля Коула в Бервине, штат Иллинойс (3). А вот здание Зала славы и Музея американской полиции в Майами (5). Патрульная машина, похоже, готова рвануть вдогонку за «Шаттлом», запущенным с находящегося неподалеку мыса Кеннеди и превысившим разрешенную в штате скорость в 65 миль в час.
Подземный гараж Малькольма Бриклина в Колорадо (7) вовсе не намекает, что пользоваться им могут только наркоманы, «севшие на иглу». Как уверяет владелец, он вдохновлялся скорее образом новогодней елки.
Да... Наверное, будущие кархео-логи, раскопав нечто подобное, сочтут нашу цивилизацию странно помешанной на самодвижущихся экипажах с двигателем внутреннего сгорания. Вряд ли была в истории другая эпоха, когда транспортные средства использовали столь извращенно. Ведь, допустим, среди руин Помпеи не нашлось ни одного дома, в стену которого хозяин замуровал бы старую повозку или хоть завалящее колесо. А как истолкуют через пару веков смысл этого циклопического сооружения на одном из пустынных плато юга США (4)? Вспомним, например, что над загадками Стоунхенджа ученые бились не одно столетие. Так поймут ли они, что американский Автохендж, как и горилла с «жучком», — всего лишь приманка для туристов, построенная муниципалитетом городка Альянс?
Только, пожалуй, это куда серьезнее, чем кажется, и в шедеврах кархитектуры действительно заключен глубокий смысл. Разве не показывают они со всей наглядностью, как менялось отношение людей к автомобилю? Если в начале века он был символом прогресса, в середине — чуть ли не объектом поклонения, то в конце его становится предметом игры, а то и насмешки... Нет ли тут подсознательной борьбы с комплексом зависимости от слишком уж привычного удобства? Человек пока не в силах с ним расстаться, но понемногу начинает догадываться, что разлука неизбежна. Ведь, пожирая миллиарды тонн невозобновимого углеводородного сырья, автотранспорт к тому же возвращает его в окружающую среду в виде всевозможных вредных выбросов. Недаром на старую машину, небрежно и косо воткнутую в крышу дома, уже упоминавшийся Дастин Шулер повесил табличку: «Неужели мы восхищаемся ЭТИМ?»

Словом, вряд ли можно сомневаться, что в перспективе (пусть и неблизкой) автомобиль обречен. Ну, может быть, выживут отдельные экземпляры для свадебных церемоний в стиле «ретро» — как нынешние кареты, запряженные лошадьми. И наверняка останется кархитектура — как напоминание о поверженном кумире.

"Техника-молодежи" №11\1991

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz