Разное

АВТОМОБИЛИ УМИРАЮТ ТОЖЕ
Куда девать отслужившие свое машины?
Д. Эльк

«Раздеватели» машин чем-то напоминают хищных пираний. У них особый нюх на беззащитность автомобиля, И как только становится ясно, что за ним, одиноко стоящим, хозяин не вернется, они при ступают к делу. Несколько вылазок — и обнажается железный автомобильный скелет. Детали нынче дороги!

Так появляются на наших улицах обглоданные остовы легковушек, грузовиков, автобусов. Их поливает дождь, заметает снег. В них играют дети и ночуют бездомные псы. И, похоже, никому нет дела до того, что крупные российские города рано или поздно могут превратиться в автомобильные свалки.
Бросают машины по разным причинам Чаще всего это попавшие в аварию. Хозяин погиб или не имеет средств и желания восстанавливать покалеченную “игрушку”. Бросают и так называемые автомобили не на ходу. Некуда девать рухлядь, и она “украшает” чуть ли не каждый городской двор.
Особая примета нынешнего времени — брошенные грузовики и автобусы. Пару лет назад предоставилась возможность купить прежде недоступные ЗИЛы и ГАЗы. Много их появилось тогда с частными номерами. Сегодня их чаще увидишь все в тех же дворах, прямо на улице: бросают, не долго думая, где попало — нет возможности содержать грузовик.
Утилизация старых, отъездивших свое авто — новая проблема для города. В странах Запада она успешно решается, и наш журнал рассказывал об этом (см. ЗР, 1994, № 6). На свалках в Германии автомобиль даже разбирают на детали и годные используют, остальное — в металлолом. У нас же заниматься брошенным автотранспортом не желает ни одна официальная организация. Может потому, что никто толком не знает, чьи это функции и обязанности. Кивают большей частью на ГАИ. Мол, есть у нее стоянка для временно задержанных транспортных средств в Москве на Рябиновой улице. Значит, ее это дело.
На шикарном новеньком “Ленд-Ровере” едем на другой конец Москвы. (Только три таких автомобиля смогла “позволить” себе московская ГАИ. А жаль, даже “заносчивые” иномарки уважительно снижают скорость.) Стоянка на Рябиновой, 45 — два гектара высушенной солнцем земли, обнесенной бетонным забором с колючей проволокой. Приветливо помахивая хвостами, нас встречают два беспородных пса. Много раз просили настоящих служебных собак и средства на их пропитание, но все без толку. Не положено.
“Караулят” по два сержанта в смену. Есть камера телевизионного обзора, хорошо видящая только днем. Ночью электронный глаз “берет” лишь освещенные места под фонарями, которых не так уж и много. Окружена стоянка пустырями да самозахватными огородами. Потому и лазают сюда по два-три раза в месяц. Обрезают проволоку. Ищут дорогие запчасти для иномарок, приемники. Как-то поймали тут двоих: поставили у стенки пять колес, собрались перетаскивать. Увидели патруль — спрятались под машину, только ноги торчат. Говорят, отделались потом небольшим штрафом.
Над головой — линии высоковольток. Пожарники сто раз предупреждали: не ставить машины прямо под ними. А куда девать авто — скученность страшная! А тут еще пришлось поделиться территорией с фирмой ЮНАЭС — она занимается принудительной транспортировкой и хранением задержанных по протоколу ГАИ автомобилей. На ее участке их всегда около шестидесяти.
Проходим длинными рядами машин. Безнадежно искалеченные мирно соседствуют с почти целехонькими участницами ДТП — заводи и трогайся. Десятка полтора полностью сгоревших автомобилей легко узнать по ярко-рыжему цвету — ржавчина. Сильно поврежденной машине, чтобы превратиться в трухлявое железо, много времени не нужно. Снег, ветер, дождь, особенно если нет стекол, быстро делают свое дело.
У забора, в траве, большая бесформенная куча. Сгнивший ФИАТ—1500, принадлежавший некоему Воронину. Автомобиль “хранится” здесь без малого 26 лет. Самый старый экспонат. А вот “девятка”. Ее владелец господин Бекмар попал в аварию и погиб летом 93-го. В России нет ни одного человека, имеющего право на его машину, которую вполне можно восстановить.
Таких бесхозных автомобилей на Рябиновой, 45 — множество. И храниться они будут до тех пор, пока не сгниют окончательно. Решить их участь без суда нельзя. Значит, остается только ждать, чтобы рас сыпались сами от старости.
Есть в гражданском Кодексе статья 143, где сказано, что имущество, «не имеющее собственника или собственник которого неизвестен, поступает в собственность государства по решению суда, вынесенному по заявлению финансового органа. Заявление подается по истечении одного года со дня принятия имущества на учет». Но где тот суд, который будет решать судьбу каждой отдельно взятой машины? Где тот финансовый орган? Статья так и остается — на бумаге.
Начальник стоянки Александр Зотов выбивает из следственных отделов, за которыми числятся автомобили, сведения об их хозяевах. Бывает и так: владелец, живой-здоровый, просто не является. Стоянка-то бесплатная и штрафы здесь не положены! (Не путайте со стоянкой для эвакуируемых авто за нарушение ПДД. Там счетчик тикает вовсю.)
Пока механизм сортировки и утилизации старых машин никем не отработан. И из года в год копятся они на стоянке. Арифметика проста: в 89-м, например, году поступило сюда 219 автомобилей. К концу года остались невостребованными 92. В 93-м прибыло 716, «осело» 300 машин. В то время как растет гора «мертвого» груза, прием новых, задержанных по следствию, уже ограничен. Нет больше места! Вот и ставят автомобили у пикетов ГАИ, у отделений милиции.
Втиснуть сюда, на стоянку, еще и брошенные в городе машины нереально — речь идет о колоссальном количестве отслуживших свое авто. Да и не дело ГАИ собирать по городу железный хлам. Ее задача — контроль за автотранспортом. Живым, а не мертвым.
Автомобильные остовы — в сущности, обычный городской мусор, отходы города. И заниматься его уборкой должны коммунальные службы. Затраты, естественно, будут. Ничего не поделаешь, благоустройство городов — мероприятие затратное во всем мире.
Пора и нам всем привыкнуть к мысли, что время, когда у транспортных предприятий существовал план по сдаче металлолома, а ясноглазые пионеры тащили на школьный двор всякую железяку, уже прошло, Поэтому, покупая сегодня новенький автомобиль, задумайтесь, что будете делать с ним, когда он состарится. Тем более, что изобретать велосипед тут не требуется. Во всем цивилизованном мире давно платят деньги, расставаясь с отслужившей свой век машиной, — за утилизацию, за место на свалке.
Ведь если мы не спохватимся уже сейчас, в самом скором времени улицы наших городов будут напоминать кадры из фантастического фильма о постатомной эпохе. Вас это не пугает?

"За рулем" №11/1994

Copyright (c) 2006 by MoonLight
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz